Экстренная репатриация в Израиль
Экстренная репатриация в Израиль — это ускоренный процесс обретения гражданства. В особых гуманитарных случаях вся процедура занимает около двух суток. Доступна жителям РФ, Беларуси и Украины. Далее подробно расскажем об условиях, этапах и сроках прохождения процедуры.
Информация к сведению! Весной текущего года появилась новость о том, что программа ускоренного оформления израильского гражданства временно отменена для жителей России и Беларуси. Исключение могут сделать лишь в чрезвычайных ситуациях. Репатриация на общих основаниях проводится в привычном режиме.
Экстренная репатриация в государство Израиль из РФ: этапы и особенности
Процедура репатриации в Российской Федерации происходит в 4 этапа:
- поиск документальных подтверждений еврейского родства (личные документы, выписки из архивов, ДНК-тест на еврейское происхождение);
- проверка в Консульстве (собеседование);
- одобрение визы репатрианта;
- оформление статуса гражданина, получение паспорта.
Прохождение всех этапов обычно занимает от нескольких месяцев до года и происходит в стране проживания. Экстренная программа была разработана для удобства людей, которые собрали все полагающиеся документы для репатриации, подготовились к переезду и имеют возможность проходить репатриацию непосредственно на территории еврейского государства.
При оформлении гражданства в ускоренном порядке алгоритм действий почти не меняется, но претендентам не приходится ждать разрешения на выезд. Весь процесс (кроме сбора основного пакета документов) происходит на израильской земле.
Этапы экстренной репатриации:
- Прилет в аэропорт Израиля, прохождение первичной проверки документации в отделении Натива. На руках должны быть доказательства еврейских корней.
- Собеседование с Консулом. Проходит в одном из центров обслуживания Министерства алии.
- Регистрация в МВД. Новым гражданам выдается временное удостоверение (Теудат Зеут).
- Выдача удостоверения репатрианта (Теудат Оле). Осуществляется Министерством алии и интеграции.
Подготовка документов
Перед выездом из России соберите максимум документов, доказывающих ваше израильское происхождение. Чтобы подтвердить родство, понадобятся бумаги, в которых указана национальность предков-евреев. Во внимание принимаются родственники по женской линии до 3-го поколения (мама, бабушка, прабабушка) и родня по мужской линии до 2-го поколения (отец, дедушка).
Часть бумаг может присутствовать в личном архиве. На первом месте по значимости стоят паспорта и свидетельства (о рождении, смерти, заключении браков), архивные справки, выписки из ЗАГСа, справки из МФЦ с указанием национальности и пр. За ними идут косвенные доказательства: наградные листы, семейные фотографии, письма, трудовые книжки, удостоверения члена профсоюза, расписки и пр. Этими документами также не стоит пренебрегать. Чем больше фактического материала, тем выше шансы быстро и без проблем получить гражданство. С этой же целью можно предоставить сертификат о проведении ДНК-теста на наличие еврейских маркеров. Сам по себе он не имеет законной силы, но послужит дополнительным аргументом в вашу пользу.
Прилет и прохождение Натива
После прибытия в аэропорт вас сразу сопроводят в отделение службы Натив. Это государственная организация, уполномоченная ведать вопросами репатриации и выдачей виз выходцам из бывших республик СССР. При срочной репатриации предварительная проверка документов проводится в Нативе.
Сотрудники учреждения изучают доказательства и выносят решение о присвоении статуса репатрианта, руководствуясь статьями Закона «О возвращении». Тем, кто получил положительное решение, присваивают идентификационный номер. Если ответ отрицательный, то претенденты либо покидают Израиль, либо въезжают в страну на правах туристов.
Документы, необходимые при экстренной репатриации
Основной набор документов:
- загранпаспорта;
- свидетельства о рождении;
- документальные доказательства еврейского происхождения главы семьи;
- свидетельство о заключении брака (для супружеских пар);
- постановление о разводе, если таковой имел место;
- документы о получении образования (аттестаты, сертификаты о посещении курсов, дипломы);
- трудовые книжки;
- рекомендации от Еврейского общества;
- фотографии установленного образца.
После успешной проверки новых репатриантов направляют в Министерство алии, где им выдадут идентификационный номер и сориентируют на дальнейшие действия.
Заполнение анкеты, беседа с консулом
После того, как закончится регистрация в аэропорту, можно позволить себе небольшую передышку. Следующий шаг — интервью с дипломатическим представителем. Для россиян оно проходит традиционно, только не в Посольстве, а в одном из центров обслуживания Министерства алии. До встречи с Консулом нужно заполнить «Просьбу о визе экстренного репатрианта». Есть возможность сделать это онлайн.
Анкета репатрианта содержит данные о будущем гражданине, его супруге, детях, близких родственниках. Заполненную визу нужно распечатать и приложить к ней ксерокопии всех документов, а также по 2 фотографии каждого члена семьи. Она понадобится для управления миграции.
Во время собеседования могут прозвучать вопросы о том, нет ли у вас судимостей, о вероисповедании, причинах срочного отъезда, ваших дальнейших намерениях. Каждый ответ будет иметь решающее значение, поэтому отвечать нужно уверенно и правдиво. После успешного интервью репатрианты должны посетить отделение МВД для получения Теудат-зеут, а также стать на учет в Министерстве алии и интеграции.
При удачном стечении обстоятельств всю процедуру можно пройти за 48 часов. Но из-за роста числа претендентов на гражданство процесс может растянуться на несколько недель и даже месяцев.
Что предпринять после получения паспорта
После получения на руки документов начинается период адаптации. Оказавшись в непривычной обстановке люди часто теряются и не понимают, куда идти и что делать. Власти страны разработали специальные программы для оле хадаш — новых репатриантов. Людям предоставляется финансовая помощь, льготы, бесплатное медицинское обслуживание, помощь в трудоустройстве и многое другое. Главное — все правильно оформить.
Открытие банковского счета
Банковский счет понадобится прежде всего для оформления денежной помощи из корзины абсорбции. Лучше выбирать коммерческие учреждения с хорошей репутацией, ориентированные на работу с физлицами. У супругов должен быть открыт совместный счет.
Самостоятельно выбрать банк без знания языка и особенностей банковской системы будет непросто. Сделать это вам помогут специалисты иммиграционного агентства, с которым вы сотрудничали во время процедуры репатриации в Израиль.
Запись в больничную кассу
В Израиле четыре государственных больничных кассы с идентичным набором услуг:
- консультирование, врачебная помощь, постановка диагноза;
- назначение лекарственных препаратов;
- госпитализация;
- вызов скорой помощи;
- стоматологические услуги (для детей и людей пенсионного возраста) и др.
Первые полгода после переезда люди освобождаются от внесения страховых взносов. Если за это время не удастся устроиться на работу, то плату отменят еще на 6 месяцев.
Регистрация в Министерстве Абсорбции
Чтобы получать ежемесячную помощь от государства, положенную новым израильтянам, нужно стать на учет в Министерстве Абсорбции. Для этого достаточно иметь при себе Теудат-Оле и справку из банка, подтверждающую открытие счета.
Прохождение курсов иврита
Без знания иврита будет трудно обустроиться на новом месте и найти хорошую работу, даже если вы отличный специалист. Специально для того, чтобы ускорить адаптацию, новым гражданам предоставляют право пройти ульпан — бесплатный курс по изучению языка.
Центры обслуживания Министерства алии и интеграции
Министерство алии и интеграции — это государственное ведомство, созданное для работы с эмигрантами и репатриантами. Головной офис расположен в Иерусалиме, но отделения работают в большинстве израильских городов.
Учреждение осуществляет льготные программы, помогает трудоустроиться, проводит бесплатные консультации. Работают кол-центры, где при необходимости можно получить психологическую помощь. Регистрацию можно пройти на официальном интернет-сайте и получать всю необходимую информацию через личный кабинет.
Помощь при экспресс репатриации: консультация, подготовка документов, сопровождение
Готовиться к экстренной репатриации нужно тщательно, продумав все до мелочей. Если вам откажут, придется возвращаться в Российскую Федерацию, а это означает дополнительные расходы и потерю времени. Чтобы избежать ошибок, проконсультируйтесь со специалистами. Менеджеры агентства по вопросам иммиграции помогут вам ускоренно получить доказательства еврейства, собрать пакет документов, подготовиться к собеседованию. Это значительно повысит шансы экстренно репатриироваться с первого раза.