Гиюр или как принять иудаизм?

Дата публикации: 10.06.2024

Если не удалось обнаружить еврейские корни в родословной, но вам близки еврейская религия и культура, способ переехать в Израиль все еще имеется. Он называется гиюр. Что представляет собой эта процедура? Простыми словами, это переход в еврейскую религию – иудаизм. Однако гиюр – это не просто декларация своей приверженности иудейской вере. Это – процедура изучения истории, религии, традиций и устоев еврейского сообщества. Предполагается, что человек, ставший на путь гиюра, обладает искренними намерениями. Рассказываем, с чего начинается процесс перехода в иудаизм, какие этапы предстоит пройти перед тем как стать евреем через гиюр, а также взглянем на ключевые нюансы учебного процесса.

Что такое гиюр?

Каждый, кто когда-либо интересовался миграцией в еврейское государство, наверняка слышали про обряд гиюр и задавался вопросом – что это.

В самом начале мы отметили, что принять гиюр вправе неевреи, искренне считающие, что им близка иудейская религия. Таким образом гиюр – это и обряд посвящения в иудаизм, и одноименное название всей образовательной процедуры перед обрядом.

Право переселения на израильскую землю обращенных иудеев закреплено в «Законе о возвращении».

Прежде чем принять иудаизм и уехать в Израиль следует понимать, что обучение на курсах гиюра займет несколько лет. Рассчитывать на удачу, как во время экзаменов в университете, не стоит. Приобретенные знания о еврейской религии будут неоднократно проверяться самым тщательным образом.

Рассмотрев базовый вопрос по гиюру – что это, осветим другой ключевой термин, связанный с обрядом перехода.

Кто такие «геры»?

Невзирая на отсутствие в еврейской религии практики мессианства – обращения в религию с помощью проповедования, неевреи, изъявившие намерение обратиться в иудейскую веру, в иудаизме приветствуются.  

Гер – это человек, изначально не являющийся евреем, в ходе обряда гиюр перешедший в иудейскую религию. Такая трактовка содержится, в частности, в Торе. Кроме того, священная книга устанавливает равенство евреев и геров, а также дважды указывает на запрет притеснения обращенных в иудаизм. Помимо заповеди о «любви к ближнему» Тора содержит несколько прямых указаний о любви к герам.

Подготовка к гиюру

Перед тем как принять гиюр рекомендуется изучить литературу по иудаизму и ознакомиться с тематическими лекциями: в сети имеется большое количество материалов. Также важно установить контакт с еврейской общиной по месту проживания. Не лишним будет посетить конференции или открытые занятия, проводимые при синагоге.

До того как пройти гиюр не лишним будет знать, что Верховный суд Израиля установил: стать гражданином еврейского государства может человек, осуществивший гиюр, в том числе, в консервативной или реформистской общине. Однако на практике Главный раввинат Израиля рассматривает свидетельства о совершении гиюра в неортодоксальных общинах крайне неохотно. 

Определившись с течением иудаизма, следует найти по месту проживания соответствующую общину и записаться на беседу с раввином. В ходе собеседования ребе обязательно задаст вопрос о том, почему потенциальный гер желает перейти в еврейскую религию. Как мы уже отметили, если намерения нееврея являются искренними, с высокой вероятностью раввин выскажет одобрение. Также он объяснит, как принять иудаизм, и предложит потенциальному геру обучиться на подготовительных курсах. 

О том, как и где принять гиюр мужчине или женщине в России – читайте в соответствующем разделе.

Изучение основ

На базовом этапе подготовки к обряду посвящения в евреи человек получает начальные знания по иудаизму. В частности, он изучает:

  • основы Торы;
  • историю иудейского народа;
  • принципы кашрута;
  • иудейские традиции, молитвы и знаковые даты
  • устройство иудейского общества;
  • семейные быт и правила воспитания ребенка;
  • богословский иврит.

В процессе обучения неофиту следует посещать службы в синагоге, на которых разрешается присутствие неиудеев. Также необходимо принимать участие в жизнедеятельности общины. 

Начальный период обучения составляет два-три месяца месяцев, на протяжении которых неофит регулярно посещает главу общины. Ребе будет интересоваться успехами, проводить небольшие проверки знаний и давать советы по дальнейшему обучению. Рекомендуется без стеснения задавать вопросы раввину: чем больше, тем лучше. Так он сможет удостовериться в том, что потенциальный гер полон решимости и горит стремлением обратиться в иудейскую веру не меньше, чем во время первого собеседования.

Помимо посещения раввина неофита раз в несколько месяцев приглашают на раввинский суд. В состав, помимо ребе, могут входить другие уважаемые деятели общины. Здесь знания будут проверяться еще более детально. По мере обучения раввинский суд будет разрешать нееврею соблюдать некоторые заповеди. Делать это без дозволения запрещается – раввин самостоятельно определит степень подготовленности неофита и объяснит, какие заповеди тому уже разрешается соблюдать. Как вы уже поняли, процесс подготовки к посвящению в евреи требует максимальной вовлеченности и внимательности к деталям.

Раввинский суд

Если в ходе очередного среза знаний раввин принимает решение о готовности неофита, ему предлагается посетить главный раввинат, чтобы пройти финальный раввинский суд – бейт-дин. В России суды действуют при Федерации еврейских общин (ФЕОР) и Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР). Судьи бейт-дина именуются даянами.

Однако посещение раввината также состоит из нескольких этапов. При первом визите на будущего гера заводится личное дело. Также ему предлагается поступить на ульпан-гиюр – курсы углубленного изучения иудаизма. В процессе обучения неофита ожидают уже привычные визиты к раввину и частые проверки знаний.

Следующий визит в главный раввинат критически важен, поскольку именно на данном этапе решается, допускать ли человека к финальному раввинскому суду. Если нееврей успешно прошел собеседование, его ожидает бейт-дин. 

На суде, помимо неофита, присутствуют все члены его семьи, в том числе маленькие дети. Судьи подробно опрашивают будущего израильтянина, проверяя, насколько глубоко он изучил иудаизм и проверяя, готов ли к полноценному переходу в еврейскую религию. Члены семьи выступают своего рода «свидетелями»: у них судьи выясняют, как неофит ведет себя в быту, соблюдает ли заповеди, не исповедует ли другую религию. Последнее особенно важно, поскольку переход в другую веру влечет гарантированный отказ. 

Если неофит убедил судей в том, что его иудейская вера крепка, а знания – всеобъемлющи, его допускают к последнему шагу гиюра – ритуалу. Он обладает некоторыми отличиями для мужчин и женщин, как и сам процесс обучения. Рассмотрим данный вопрос детальнее.

Гиюр для мужчин

Как принять иудаизм мужчине? Достаточно обратиться в местную общину, убедить ребе в искренности желания стать приверженцем еврейской религии и начать обучение на курсах гиюра. Далее все зависит от упорства и вовлеченности в процесс. 

В ходе обучения на курсах гиюра для мужчин важно изучить требования кашрута, иудейские молитвы, традиции, исторические даты и общественный уклад. При обучении на курсах гиюра для женщин есть некоторые особенности, о которых – в следующем разделе.

Перед тем как принять иудаизм мужчине-нееврею ему следует быть готовым, что перед прохождением финального обряда ему предстоит пройти через брит-мила – обрезание. Миновать этот этап получится только в случае, если ранее мужчина уже делал данную операцию. В таком случае производиться лишь ритуальное получение капли крови. Переживать о безопасности процедуры не стоит: ее осуществляет моэль – специально обученный мужчина-хирург.

Последний этап процедуры гиюра для мужчин – погружение в бассейн с природной водой, именуемый микве. Погружение выполняется полностью обнаженным, но в полном соответствии с нормами этики: не стоит забывать, что гиюр – священный обряд.

Также, до того как пройти гиюр, мужчине следует задуматься о выборе нового иудейского имени. Стоит отметить, что ни для мужчин, ни для женщин это не является обязанностью.   

Гиюр для женщин

Как принять иудаизм женщине-нееврейке? Так же, как и мужчине: обратиться в местную иудейскую общину и пройти вышеуказанные этапы. Единственное отличие – в процессе обучения для женщин упор делается на изучении семейных обычаях, воспитании детей, обустройстве семейного очага. Также они обучаются нормам цниюта (также называется цниут) – правилам соответствующего женского поведения, основанных на сострадательности и сдержанности. 

В зависимости от течения иудаизма, исповедуемого в общине, где осуществляется подготовка, требования к цниуту имеют отличия. Например, в хасидизме – одном из ортодоксальных течений – самые религиозные еврейки бреют голову и используют парик. Это является символом верности супругу. Впрочем, часто вместо столь радикальных мер используется обычный платок.  

Еще один распространенный вопрос о гиюре для женщин – какая процедура ожидает во время завершения обряда. Ответ просто: такая же, как и для мужчин. Однако перед тем как окончательно принять иудаизм – погрузиться в микве – женщину может смутить, что омовение происходит в обнаженном виде. Беспокоиться не стоит: мужчины, участвующие в обряде, поворачиваются к ней спиной, чтобы исключить какое-либо смущение.   

В остальном последний этап ничем не отличается от гиюра для мужчин: после омовения в микве женщина вправе взять новое имя или оставить данное при рождении. 

Гиюр в Москве

Обучение по гиюру в Москве для мужчин и женщин осуществляется в ульпан-гиюре, действующем при Главном раввинате России (ФЕОР). По вопросам прохождения гиюра необходимо обращаться в раввинский суд, расположенный по адресу: ул. Образцова, 11, строение 2, подъезд 4, этаж 4, офис 4-34. 

Гиюр в Санкт-Петербурге

До того как пройти гиюр женщинам или мужчинам в России следует знать, что в Северной столице нет органа, где проводится гиюр. Однако в СПб при Большой хоральной синагоге, расположенной на Лермонтовском проспекте, 2, можно записаться на подготовительные занятия. По окончании обучения будущему геру предоставят направление для посещения Главного раввината. 

Жизнь после гиюра

Для миграции в еврейское государство новообращенному еврею понадобится свидетельство о гиюре. Однако получить его сразу же после обряда не удастся. Необходимо на протяжении следующих 9-12 месяцев продолжать принимать активное участие в жизнедеятельности общины и тщательно соблюдать нормы еврейской религии. Когда «испытательный срок» завершиться, следует обратиться в общину для получения рекомендаций от раввина. Далее с этим документом гер обращается в Главный раввинат, где ему выдают свидетельство о гиюре и рекомендацию от раввинского суда, содержащую подробное описание процесса подготовки. Также важно получить рекомендательное письмо от ребе из своей общины – оно, помимо вышеперечисленных сведений, будет необходимо при обращении в миграционную службу.

Как получить гражданство после прохождения гиюра?

Делаем вывод, что получение гражданства Израиля через принятие иудаизма времязатратная и непростая процедура. Согласно действующим правилам израильского МВД новообращенный должен являться активным участником общины девять месяцев до и девять – после совершения гиюра. На деле период «до гиюра» занимает два-три года. 

Помимо свидетельства о гиюре, рекомендаций от Главного раввината и своей общины для документального оформления гражданства репатрианту также потребуется представить собственноручное описание процесса обучения.

«Маром» – официальная партнерская организация агентства «Сохнут». Мы консультируем по вопросам переезда в Израиль, помогаем получить авиабилеты в еврейское государство и уведомляем «Натив» о вашем прибытии.